ОСОБЕННОСТИ ШВЕДСКОГО РЫНКА ВОДНОЙ ТЕХНИКИ

Кто побывал в Скандинавии, обязательно обратил внимание на неброскость, чистоту и аккуратность, везде, в архитектуре, в автомобилях, в работе, в жизни - это и есть особенность северных стран. Но есть ещё одна немаловажная сторона жизни – стремление к удобству, комфорту и качеству, к такому же незаметному, но очень эффективному. В отличие от американцев, скандинавы не любят кичиться яркой внешностью, а больше уделяют внимание внутреннему содержанию. Это хорошо видно, к примеру, на домах, несложных архитектурно и неброских на вид снаружи, но максимально уютных и комфортных внутри, наполненных качественной бытовой техникой, построенных из добротных, экологически чистых материалов, построенных для себя и рассчитанных на долгие годы. Всё это применимо ко всему, чем окружают себя скандинавы, что не могло не отразиться и на водной технике. Лодка в Скандинавии - это обычная часть жизни, такая же неотъемлемая, как тепло и уют в домах. Как и всё остальное, скандинавские катера и яхты часто имеют неброский вид, но они всегда выполнены с высочайшим качеством, максимальной функциональностью и непререкаемым уровнем комфорта. Если вы человек устоявшихся традиций, если вы хотите иметь лучшее, что есть в мире яхт, скандинавские яхты и катера - лучший выбор.

В Швеции, при населении в 9 млн. человек, насчитывается более 1 млн. плавсредств. Яхты и катера в Скандинавии, в основном, используются очень короткое время, в период летних отпусков, что разумеется, сказывается на их общем состоянии. Плавсредства выпущенные в последний 10 летний период считаются новыми, т.к. они таковыми и являются. В отличие от немцев, к примеру, скандинавы не страдают минимально достаточным комфортом и врождённой экономией во всём, а стараются обеспечить себе максимальный комфорт везде, будь то жильё, автомобиль или яхта. Основная масса лодок, ежегодно, проходит один единственный путь – зимняя стоянка на суше, спуск в воду, летняя стоянка в марине (часто, даже без выхода из неё), подъём из воды и снова, зимняя стоянка. А в течение всего года - подкрашивание, подтягивание и прочие проявления заботливого отношения к родной собственности. Безусловно, есть и такие, которые ходят на Канары или даже в кругосветные путешествия, но таких мастеров единицы и все о них знают, т.к. шведы любят делиться впечатлениями и всё выкладывают в интернет. Немаловажный фактор - это отношение шведов к лодкам, бережное и заботливое, а зачастую, как к полноправному члену своей семьи.

Итак, можно сделать вывод - выбор здесь есть. Остаётся разобраться, в чем именно?

Яхтенный рынок Швеции.

Яхта - это не просто конструкция на воде, это целый маленький мир, в котором можно комфортно жить, несмотря на то, что там всегда тесно и мы, пройдя свои первые мили (а не километры), чувствуем себя владельцами своего собственного мира и победителями морской стихии. Почему человек продаёт яхту в Швеции?

По сравнению с российским рынком, в Швеции человек, продавая яхту, как правило, не нуждается остро в деньгах, и яхты продают в основном по следующим причинам:

-замена на другую модель

-за ненадобностью (возраст, болезнь, смерть владельца и пр.)

-смена места жительства или семейного положения

-нехватка денежных средств на что либо

Мы не случайно указали ”нехватку денежных средств” как последний пункт. На наш взгляд, руководствоваться этой причиной как основной при покупке лодки - большое заблуждение. Основной формой рекламы продажи лодок в Швеции являются обьявления на различных электронных досках в Интернете. Незначительная часть выставляется на сайты яхт-клубов и производителей яхт, ещё меньшее количество размещается на специально созданных отдельных сайтах для эксклюзивной презентации, а также иногда вывешиваются объявления прямо в яхт-клубах. Брокераж, в его привычном виде, в Швеции не распространён, то ли по причине большого количества разновидностей отношений покупатель/продавец, то ли по какой другой причине, нам это не известно. Но ответственность сторон прописана в законах чётко и ясно и обе стороны сделки чувствуют себя всегда уверенно.

Стоимость яхты.

Ценообразование для плавсредств не подходит по критериям как для обычного транспорта, такого как автомобиль или мотоцикл, а производится по примеру оценки художественных ценностей или эксклюзивных вещей. Яхта очень часто выполняется по индивидуальному заказу, а если и является серийной, в дальнейшем может не падать в цене, а наоборот подыматься. Это происходит за счёт дополнительного или нового оборудования или уникальности самой яхты. В отличие от автомобиля яхта имеет гораздо более длительный срок эксплуатации, в силу специфики места, формы использования и применения специальных материалов и оборудования. Любой водный транспорт используется в активной природной среде и часто предназначен для длительного полнофункционального проживания в сложных морских условиях. Это требует повышенных требований к прочности, надёжности и безопасности ко всем компонентам, применения новых технологий и дорогостоящих материалов. Для примера можно взять обычный бытовой прибор – печь для приготовления пищи. Разница в стоимости одинаковой по размерам печи морского варианта и обычной домашней, составляет 3-5 раз! т.к. в морском варианте применяются дорогие антикоррозийные материалы и безотказные дорогостоящие технологии – в открытом море нет сервисных мастерских. Это правило действует на все элементы яхты. Значительно повышает стоимость б/у яхт и катеров установка нового двигателя, нового такелажа и навигационного оборудования. Срок службы корпусов исчисляется десятками лет независимо от материала, но требуют различной степени сложности сервисного обслуживания: деревянные и стальные – большего; пластиковые и алюминиевые – меньшего. Существует ещё множество различных критериев определения стоимости, но вывод один - цена яхты не зависит от года выпуска и определяется индивидуально.

Давайте реально смотреть на рынок - хорошие лодки даром не отдают!

Если вы решили самостоятельно купить яхту в Швеции и нашли заветную модель по очень низкой цене, по сравнению с другими аналогичными моделями, нужно обязательно задаться вопросом – а почему собственно!? Решив продать свою лодку и размещая объявление на сайте, владелец обязательно посмотрит и сравнит то, что у него есть, с тем, что там уже выставлено. Кому помешают ”лишние” 30 – 40 тыс крон в кошельке, при средней стоимости яхты в 200000!? Тем не менее, продавец снижает цену. Обычная причина - ”чтобы продать побыстрее” для Швеции практически не подходит. Иногда это бывает из-за некомпетентности продавца, но, как правило, для значительного снижения стоимости, всегда есть объективные причины, которые владелец может и не упоминать. Это и отсутствие документов, и совладение яхтой, и серьёзные технические недостатки и некоторые другие причины. На основании шведского "Закона о потребителе" и понятия ”befintligt skick” (состояние как есть), у продавца действительно есть право умалчивать о проблемах, но и оно не безгранично и здесь важно не только задать вопрос и получить ответ, но и прописать всё это в договоре купли/продажи. В этом случае покупатель будет иметь право предъявить претензии, по крайней мере до тех пор, пока яхта находится на территории Евросоюза.

При покупке яхты, которую уже доставили в Россию из Скандинавии, также нужно обратить внимание на её стоимость. Хорошая яхта после доставки и таможенной очистки не может иметь ту же самую стоимость что и в Швеции. Альтруисты нынче встречаются крайне редко и если вам пытаются продать яхту по очень низкой цене, при этом уверяя что она без недостатков, нужно обязательно задать тот же вопрос - а почему собственно!? Никто не отменял таможенных платежей, НДС, расходов на доставку, услуг брокера, оплату стоянок и текущих расходов. Если яхта покупалась на западном побережье Швеции, то только проходной билет и страховка по Гёта каналу для яхты до 9 м обойдётся минимум в 800 евро. Человек, который пришел на яхте, фактически рисковал собственной жизнью, пройдя сотни миль на незнакомой лодке, и совершенно резонно будет желать компенсации за риск и свою работу. Если при этом стоимость яхты очень низкая, вывод напрашивается один - эта яхта была изначально куплена за очень символические деньги, а хорошие лодки, как мы уже сказали, даром не отдают.

>Стоимость яхты при доставке в Россию: стоимость яхты + стоимость доставки, на основании условий INCOTERMS + 36% суммарных налогов от инвойсной стоимости яхты (при наличии полного пакета экспортной документации). При отсутствии документов подтверждающих стоимость яхты, российская таможенная служба назначает комиссию для корректировки таможенной стоимости (КТС).

Заблуждения.

- Считать, как мы уже сказали, что яхты в Швеции продают по причине ”нехватки денежных средств”, большое заблуждение.

- Считать, что показав наличные деньги продавцу, но меньшую сумму, он тут же, увидев её, согласится отдать свой товар вам, без вопросов. В этом случае вы, прежде всего, рискуете стать в глазах шведа представителем "русской мафии” и разговор может быть закончен еще не начавшись - наличные деньги в Швеции не любят. И второе: нехватка денег у покупателя, не является причиной для снижения стоимости товара. Для этого нужны объективные причины, к примеру, выявленные недостатки в яхте.

- Считать, что абсолютно все шведы очень гостеприимны и честны, это большое заблуждение - шведы обычные люди и ничто человеческое им не чуждо. Также, существует исторически сложившееся настороженное отношение к русским, и это может быть причиной отказа от диалога даже без каких-либо объяснений.

- Считать, что шведскую яхту летом/осенью всегда лучше покупать, чем зимой/весной - одно из самых больших заблуждений. Выбор летом действительно больше, но и динамика рынка большая, обнаружить на доске объявлений привлекательную яхту ещё совсем не значит, что вам удастся её купить. Бывали случаи, когда яхта стояла на рынке считанные минуты. И никто ждать не будет, пока вы приедете, посмотрите и возможно даже купите. Решив продать лодку, продавец прежде всего хочет сделать это с наименьшими проблемами, а любой иностранец - это уже проблема. Весной яхту готовят к сезону, проводят сервис двигателя, заменяют изношенное оборудование, покрывают свежим слоем ”необрастайки” и т.д., при этом, персональный труд самого владельца оценивается гораздо ниже вынужденных ремонтных работ квалифицированных фирм осенью. Осенью – яхта может быть дешевле не только по причине насыщенности рынка, но и по необходимости назревшего ремонта корпуса, двигателя или такелажа, что в итоге сделает её гораздо дороже. Зимой, пока яхта стоит на земле, есть возможность проверить всю яхту, в том числе и двигатель, но самое важное – корпус ниже ватерлинии. Безусловно, при желании, летом, лодку можно поднять из воды, посмотрев днище, но это уже относится к ”проблемам”, и продавец идёт на это неохотно, ведь есть покупатели, которые и не просят об этом.

- Считать, что можно без проблем купить шведскую яхту ”на взлёт”, т.е. просто приехать, выбрать и тут же купить идеальную яхту – большое заблуждение. Продаваемые яхты одной модели обычно не стоят в одном определённом месте, а могут находиться друг от друга за сотни километров. Владельцы не сидят на корме и не ждут покупателя, а нужно договориться о времени встречи. Кроме того, для хорошего детального осмотра одной яхты, потребуется как минимум целый день, а лето в Швеции - период всеобщих отпусков и владелец в это время может быть очень далеко от продаваемой яхты. Намеченную яхту также может купить кто-то другой прямо ”из под вашего носа”, или владелец откажется её вам продавать без объяснения причин. Покупка "на авось” без предварительной подготовки процесса, вынуждает купить не то, что хотелось бы а то, что есть в наличии и это, чаще всего, далеко не лучшее. Перегонять, тут же купленную б/у яхту без тщательной подготовки и проверки, не только экономически не выгодно, но и опасно, непродуманность всех нюансов длительного перехода по Балтике может обернуться большими проблемами или даже трагедией.

Сомнения - великая помеха в процессе приобретения яхты. Если яхта Вам понравилась, если она отвечает большей части Ваших запросов и пожеланий, если она лежит в рамках Вашего бюджета – покупайте и не медлите, кто знает, будет ли ещё шанс.

Прежде чем перечислять или оплачивать какие либо платежи за яхту или оборудование, обязательно:

- потребуйте письменную гарантию того что яхта не будет продана или передана другому покупателю до момента вашей встречи, осмотра яхты и вашего окончательного ответа (достаточно гарантий написанных в электронной переписке или смс)

- убедитесь в том что, яхта или оборудование действительно принадлежат продавцу (должно быть любое документальное подтверждение на собственность яхты или оборудования)

- убедитесь в том, что яхта или оборудование принадлежат только одному человеку (продавцу) и не имеет больше совладельцев (должно быть любое документальное подтверждение на собственность товара)

- убедитесь что яхта не находится в залоге и не обременена другими финансовыми или юридическими обязательствами

- получите письменное подтверждение от продавца, что яхта не имеет явных или скрытых дефектов о которых он вам не сообщил

- убедитесь что яхта не стоит на учете в шведском регистре или в регистре для яхт другого государства, а если стоит, то продавец обязуется ее снять в указанные сроки и без дополнительной оплаты

- потребуйте детальный письменный лист комплектации яхты

- обязательно застрахуйте яхту перед ее транспортировкой или перегоном

Держать яхту в Швеции или по месту жительства

Для этого необходимо, прежде всего, взять калькулятор и всё подсчитать: - сколько стоит сама яхта, её доставка, таможенная очистка и все ”серые” расходы, связанные с этим. Сколько стоит содержание яхты по месту жительства. И немаловажный вопрос - регион использования. - для Швеции. Возможность посещать Швецию, виза, билеты. Сколько стоит сама яхта, зимняя и летняя стоянка, подъём и спуск на воду, страховка, сервис, регион использования.

Мы настоятельно рекомендуем вам никогда не передавать прав на свою покупку третьим лицам, будь то брокер, таможенный декларант, логистическая компания или просто посредник, а производить таможенное оформление ТОЛЬКО на своё имя, т.к. по законам России, владельцем товара является не тот, кто купил его за рубежом, а тот, на чье имя заполнена таможенная декларация и от чьего имени произведены таможенные платежи.

Покупая яхту именно у нас, Вы получаете уникальную возможность оставить купленную яхту под шведским флагом, при этом, оставаясь ее полноправным владельцем. Стоимость зимней и летней стоянки, сервисное обслуживание, спуск и подъем яхты из воды, а также страховка, зависит от размера яхты, года выпуска и места стоянки. При этом, конечная стоимость яхты существенно снижается по сравнению с импортом в Россию.

Перепечатка материалов возможна только с разрешения администрации сайта.

Хотите знать больше о шведском рынке яхт?